Что означают результаты цифрового диктанта 2020 для маркетинга

23 апреля 2020
На прошлой неделе в России завершилась акция «Цифровой диктант», которая была организована Региональным общественным центром интернет технологий (РОЦИТ), движением «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) и компанией Microsoft при поддержке Координационного центра доменов .RU и .РФ.
Акция проходила с 28 марта по 11 апреля 2020 г., а результаты организаторы представили на своем сайте 16 апреля 2020 г. Попробуем разобраться, о чем говорят результаты цифрового диктанта, и как учитывать эту информацию в организации интернет-маркетинга коммерческих проектов.

Вот самые интересные, на наш взгляд, итоги диктанта:

  • В 2020 году в цифровом диктанте приняли участие 330 148 человек. По сравнению с прошлым годом это почти в 8,5 раз больше (в 2019 г. было 39 398 участников).
  • Лучшие результаты в этом году показали дети 7-13 лет и люди в возрасте 25-34 лет. Средний показатель уровня цифровой грамотности этих категорий – 7,82 балла.
  • Вполне ожидаемо довольно слабые результаты мы наблюдаем у пожилых людей в возрасте от 60 лет (6,80 балла).
  • Самый низкий бал выявился у совершенно неожиданной категории пользователей – это подростки 14-17 лет, у них средний бал на уровне 6,77.
  • Заметно увеличилось количество пользователей, набравших максимальный балл – 11 583 человека по сравнению с 304 в 2019 году, т.е. доля людей с оценкой «10» выросла с 0,77% до 3,5%.
  • В топ-10 регионов по среднему баллу вошли Свердловская область (7,96), г. Санкт-Петербург (7,84), Тамбовская область (7,84), Владимирская область (7,79 балла), Псковская область (7,79 балла), Волгоградская область (7,76), Орловская область (7,72), Иркутская область (7,71), Калининградская область (7,71) и Ярославская область (7,7). Москва со средней оценкой в 7,27 оказалась на 45 месте.
Здесь надо отметить, что показатель «отличников» не такой уж высокий по сравнению с прошлым годом: при том, что общее количество участников увеличилось почти в 8,5 раз (см. п.1), количество набравших 10 баллов выросло всего в 4,5 раза. То есть рост явно непропорциональный, но дело, видимо, в том, что заметно изменилась выборка – в 2020 году к диктанту активно подключились регионы России. Возможно, на результатах среза знаний сказался более контрастный цифровой опыт пользователей.

Что проверял цифровой диктант

Вопросы были разбиты на 4 тематических блока:

  1. Основы цифрового потребления. Здесь проверялось знание устройств, программ и приложений.
  2. Цифровые компетенции. Здесь авторы изучали наши навыки работы с интернетом, а именно – с социальными сетями, онлайн-магазинами и другими интернет-сервисами.
  3. Цифровая безопасность. Этот блок был посвящен тому, насколько пользователи осведомлены о защите персональных данных и своих устройств.
  4. Инновационные технологии. На последнем этапе проверялся уровень нашего знакомства с такими явлениями, как искусственный интеллект и интернет вещей.
Возвращаясь к результатам акции, добавим, что самый высокий средний балл был зафиксирован в блоке 3 «Цифровая безопасность», а на самом низком уровне, как ни странно, у пользователей оказались цифровые компетенции, в которые входят, в частности, банковские переводы онлайн, поиск в интернете и создание контента для соцсетей.

Какие выводы можно сделать из результатов ЦД

Выводов из этой истории можно сделать много и нам, наверное, еще долго предстоит осмыслять полученные результаты. Но есть несколько пунктов, которые можно сформулировать уже сейчас.

Вывод № 1. Увеличился охват. Для нас как интернет-маркетологов очень важен рост количества участников. И не имеет значения, насколько сказалась на этом показателе самоизоляция. Важен сам факт: количество людей, входящих в целевую аудиторию онлайн-проектов заметно увеличилось.

Вывод № 2. Неожиданная региональность. Люди позволили оценить свои навыки, в результате чего мы получили интересный срез фактически по всей стране. Теперь мы знаем: в Екатеринбург, Тамбов, Владимир, Псков и другие регионы-лидеры по диктанту можно пробовать идти с новыми технологиями – аудитория там подготовлена. Про Санкт-Петербург мы и так знали, а в Москве все всегда хотели и хотят продвигать свой бизнес, здесь вопросов никогда не было.
Вывод № 3. Надо помнить про положительный опыт. Результаты диктанта важны для UX-проектирования интерфейсов и предпроектной UX-аналитики: надо помнить, где и что подсказать пользователям. То, что нам как специалистам отрасли кажется очевидным, очевидно далеко не для всех. Например:
  • Многие не знают, что для того чтобы перенести на новый смартфон приложение, купленное в официальном магазине для старого смартфона с такой же операционной системой, не надо его снова покупать. Достаточно просто установить приложение и зайти под той же учетной записью.
  • Или другой пример – иногда люди хотят отвязать карту от приложения и с этой целью удаляют приложение. Потом оказывается, что средства за купленный когда-то контент продолжают списываться. А здесь вместо удаления приложения нужно было отменить подписку.
Таких примеров довольно много, судя по результатам диктанта. И все это – отрицательный пользовательский опыт. Задача проектировщика в данном случае предупредить ошибки пользователя, повышая тем самым его лояльность к продукту.

Вывод № 4. Возрастные трудности не так очевидны. В целом о том, что возраст надо учитывать, мы знали всегда. Но то, что подростки 14-17 лет показали самые плохие результаты на цифровом диктанте, говорит о том, что им надо уделять особое внимание. Возможно, в каких-то сервисах нужно давать для них дополнительные пояснения (в т.ч. см. вывод № 3).

Мы с интересом будем ждать цифрового диктанта в 2021 году, чтобы посмотреть, насколько изменились навыки пользователей.


Изображения и статистические данные взяты с официального сайта акции «Цифровой диктант» digitaldictation.ru

Спасибо!

Было полезно? Поделитесь в соцсетях
Made on
Tilda