Зачем нужна предпроектная аналитика при разработке сайта

4 апреля 2020
Что такое предпроектная аналитика, зачем она нужна, кто ее делает и почему мы вообще это обсуждаем в век развития всевозможных конструкторов.
Для начала поясним, что понимается под предпроектной аналитикой (ПА) в рамках разработки сайта. В сущности это сбор данных об отрасли, бизнесе клиента, его конкурентах в интернете, целевой аудитории и спросе, а также последующий анализ этих данных и разработка рекомендаций, которые позволят сделать будущий сайт максимально эффективным. Эффективность может быть разной и это тоже важно определить на этапе ПА: зачем создается сайт?

Для бизнеса, как правило, сайт должен быть эффективным с коммерческой точки зрения, если, конечно, компания не преследует других менее очевидных целей (например, определенное позиционирование на рынке, т.е. имиджевая цель, либо что-то иное, напрямую не связанное с повышением продаж). Для некоммерческой организации целью может быть привлечение как можно большего числа сторонников и/или спонсоров, для информационного портала – увеличение числа читателей и т.д. К сожалению, далеко не всегда будущий владелец сайта знает, какую цель преследует, либо не может ее сформулировать, либо формулирует, но в ходе общения и анализа потребностей оказывается, что цель у него другая – в таких случаях особенно важно провести ПА до создания сайта, чтобы определить эту цель. Иначе максимум через год вам снова потребуется заказывать новый сайт или глобальную переделку уже созданного, за которую тоже придется платить.
Итак, определились, с чего начинать – нужно четко сформулировать цель создания сайта. Этот этап у нас называется «Сбор требований клиента» и состоит в выяснении того, чего человек хочет от своего будущего сайта. Поскольку чаще всего к нам обращаются все-таки коммерческие компании, будем говорить на примере разработки сайта для бизнеса. Пойдем по порядку.

Сбор требований бизнеса к сайту

На этом этапе мы внимательно слушаем клиента и пытаемся выяснить, какие задачи он ставит перед своим будущим сайтом. Если с целью может быть сразу все понятно (как правило, это повышение продаж), то с задачами бывает сложнее. Например, это могут быть:

  • сокращение количества менеджеров и перевод части потока клиентов на обработку через сайт;
  • увеличение продаж конкретных товаров или услуг (т.е. расстановка «правильных» акцентов в подаче ассортимента);
  • привлечение большего количества дилеров;
  • привлечение оптовых покупателей;
  • и т.д. и т.п.

Каждая такая задача должна решаться на сайте без ущерба для другой, а также с соблюдением современных принципов UX (user experience – пользовательский опыт), юзабилити, интернет-маркетинга и сайтостроения в целом.

Сбор данных о бизнесе клиента

На этом этапе мы стараемся как можно больше узнать о бизнесе клиента – в чем его особенности, в чем отличие от конкурентов, каковы сильные и слабые стороны, какие преимущества бизнес готов показать открыто, а какие не хотел бы афишировать. Здесь подчеркну, что одним из пунктов нашего договора является соблюдение конфиденциальности – мы ни при каких обстоятельствах не разглашаем ту информацию, которую получили о вашем бизнесе. Это наша репутация и это для нас важно, поэтому мы всегда призываем клиентов к открытому диалогу. Если что-то опустить, недосказать, смягчить или подать в другом свете, это может обернуться неправильными выводами с нашей стороны и, соответственно, ошибками в разработке сайта. То же самое, кстати, касается не только разработки сайта, но всех маркетинговых и рекламных работ.
Например, один наш клиент скрыл информацию о том, что у него нет поставщика и он фактически «тестирует нишу». Мы разработали рекламную стратегию, успешно ее внедрили, в результате чего на сайт поступил большой поток покупателей, с которыми бизнес не смог справиться. В итоге клиент закрыл сайт на второй месяц работы, потратив внушительную сумму на рекламную кампанию, а мы потеряли долгосрочный проект.

Сбор данных об отрасли и конкурентах

Сайт, который мы создадим для вас, не будет существовать в безвоздушном пространстве – он должен будет органично влиться в уже существующую среду, часто довольно конкурентную и даже агрессивную. Поэтому перед созданием сайта мы всегда изучаем вашу отрасль с точки зрения интернет-маркетинга:

  • как развивалась эта сфера в последние годы и какие тенденции к развитию ей пророчат аналитики рынка;
  • средний возраст сайтов, представленных в данной сфере;
  • насколько сильные игроки в ней представлены, как они позиционируются и почему,
  • какие особенности, негласные правила и традиции существуют в этой среде;
  • удачные и неудачные решения на сайтах;
  • и т.д.
Если этого не делать, есть риск повторить распространенные ошибки конкурентов, сделать сайт слабее или совсем не попасть в формат отрасли, что может снижать доверие к нему со стороны потенциальных клиентов.

Сбор данных о спросе и целевой аудитории

Если бизнес давно работает, он уже что-то знает о своих клиентах. Но даже старые компании далеко не всегда собирают данные о своих покупателях и тем более – не систематизируют и не анализируют их. В наш век face-to-face маркетинга очень важно знать своего клиента и понимать его настолько хорошо, чтобы уметь создать на сайте самые комфортные условия.

Испытав на сайте комфорт (на фоне хорошего предложения, конечно), покупатель будет вам благодарен и придет снова. Кроме того, знание целевой аудитории позволяет нам правильно выстраивать конверсионные воронки, тем самым делая сайт более продающим. А знание спроса посредством анализа поисковых систем позволяет выстроить предложение на сайте в соответствии с тем, как его ищут ваши потенциальные клиенты. Таким образом, мы получаем прочную связь «запрос – ответ».
Если не обращать внимания на спрос и не изучить целевую аудиторию, сайт не сможет ответить на запрос посетителя, не сможет предложить клиенту товар или услугу его же словами, а значит, не будет говорить на одном языке с покупателем. Скорее всего, это снизит конверсию.

Анализ и обработка данных, создание рекомендаций и проектирование

На этом этапе мы формируем общую картину из всего массива данных, который удалось собрать. И уже на основании этой картины:

  • создаем список требований, которым должен отвечать сайт;
  • разрабатываем архитектуру с учетом спроса (дерево разделов, подразделов и страниц);
  • проектируем модель в виде интерактивного прототипа, который имитирует будущий сайт и позволяет вам получить максимальное представление о том, как будет выглядеть и работать ваш ресурс.
Последний пункт – создание прототипа – особенно важен для разработки сайта. Это модель, которую мы вместе с вами проверяем и шлифуем со всех сторон. В некоторых проектах мы проводим тестирование на реальных пользователях – ваших потенциальных клиентах, чтобы оценить, насколько им удобно будет взаимодействовать с будущим сайтом, и главное – насколько сайт отвечает их потребностям и ожиданиям, готовы ли они покупать на этом сайте и вернулись бы на него снова.
Сначала создается бумажная версия прототипа, прорабатываются разные варианты и затем оптимальный вариант переносится в интерактив. С помощью интерактивного прототипа мы можем быстро скорректировать подачу того или иного контента, добавить что-то важное или убрать лишнее. В интерактивной версии это сделать гораздо быстрее, а значит дешевле, чем в дизайн-макете, и тем более на готовом сайте, который уже сверстали и «посадили» на CMS.

Бумажный скетч-бук для разработки UX-прототипа интерфейса
И последнее, чем ценна и важна предпроектная аналитика в случае с нашей компанией – ваш сайт проектируется интернет-маркетологом, в отличие от ситуации, когда над ним работают дизайнер и веб-разработчик, не имеющие представления об актуальной ситуации в интернет-маркетинге. Не потому, что они плохие специалисты, а потому что каждый должен заниматься своим делом. Дизайнер следит за трендами в веб-дизайне – знает модные стили, умеет сочетать цвета, разбирается в психологии цвета, знает, как лучше адаптировать сайт под мобильные устройства. Разработчик в курсе технических новинок – какой хостинг сейчас лучше, какие технологии позволят сделать сайт быстрым, как настроить тот или иной модуль, как подключить новый виджет. Но ни один из них не следит и не должен следить за новостями в интернет-маркетинге и рекламе. И ни один из них не должен изучать ваш бизнес, вникать в отрасль, анализировать конкурентов и целевую аудиторию, поэтому
С предпроектной аналитикой от интернет-маркетолога вы получаете полноценный инструмент продаж, а не еще один сайт, который будет просто висеть в интернете.

Спасибо!

Было полезно? Поделитесь в соцсетях
Made on
Tilda